Кодекс корпоративной этики в школе » КГУ «Гимназия №46» Управления образования г. Алматы
Алматы қаласы Білім басқармасының
"№46 гимназия"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(727) 378‒04‒46
Есепші телефоны:
+7(727) 378‒04‒51
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Кодекс корпоративной этики в школе
02
наурыз
2020

Кодекс корпоративной этики в школе

Кодекс корпоративной этики в школе

Корпорация – это группа лиц одной профессии, которых объединяют общие профессиональные интересы.   Корпоративная этика – соответствующий свод норм и правил поведения.

Современная школа – это своеобразная «компания», в отношении к которой стали применимы многие экономические термины. 

Под корпоративной этикой мы понимаем определенный негласный кодекс поведения, следование которому позволяет педагогическим работникам идентифицировать себя с профессией учителя. Корпоративная этика учителя, следовательно, подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

1. Учитель в отношении с самим собой.

  • Учителя пришли в школу, сделав сознательный самостоятельный выбор. Для нас школа – это место, где мы можем реализовать свои высокие потребности..
    У учителя всегда был свой образ, своя индивидуальность. Кто-то  сочиняет стихи, пишет картины, увлекается театром, туризмом. Мы должны быть интересны детям, но этого не получится, если сосредотачиваться только на себе. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии.
  • Есть и еще одна особенность  труда учителя:  все время на виду – у детей, у родителей, у коллег.  Мы не можем позволить себе плохого настроения, это неприлично, стыдно, когда дети, идя на урок, ставят свои успехи в зависимость от плохого настроения учителя.
  • Учитель своим собственным примером ежедневно показывает ученикам, что по-настоящему состояться как личность можно только в том случае, если ты образован, честен, порядочен.
  • И внешний вид учителя тоже оценивают, и мы вынуждены соответствовать, соблюдая дресс код школа – это официальное офисное помещение, и  оно является офисным не только для учеников, но и для учителей. Принципиальность и требовательность по отношению прежде всего к самому себе – это то, что дает нам право именоваться Гражданином.

2. Учитель в отношениях с коллегами.

  • Важным компонентом творческой атмосферы является ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера – это профессиональные споры, борьба мнений, деловые разногласия. Отсутствие их ведет к разрушению творческой атмосферы. Это средство повышения производительности труда. Составной элемент творческой атмосферы – признание лидерства лучших учителей, мастеров. О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег. Тем более их не обсуждают с родителями или учениками. 

3. Учитель в отношениях с администрацией.

.Степень ответственности администратора неоправданно высока. В нынешней школе администрация отвечает за трубы, канализацию, зарплату,  и еще много за что. 

  • Администрация заинтересована в том, чтобы Вы были лучшим учителем, ведь от этого выигрывает весь коллектив и гимназия в целом. Поэтому не отказывайтесь от любых курсов повышения квалификации, любых публикаций, участия в любых семинарах, конкурсах и педсоветах – это все способствует Вашему профессиональному росту. И относитесь мудро к факту посещения Ваших уроков администрацией школы: это больше нужно Вам, чем завучам или директору. Кто Вас оценит и похвалит, если не руководство Вашей компании? А кто подскажет, как исправить профессиональные недочеты и стать лучшим учителем? От имени всего руководства школы сообщаю Вам секрет: администрация приходит к Вам на уроке только с доброжелательными намерениями, чтобы открыть в учителе что-то еще не проявившееся и на этом поднять авторитет учителя еще выше.Школьная административная команда – люди творческие, а потому поощряют творчество и инициативу с Вашей стороны. Не бойтесь их проявлять. 

4. Учитель в отношениях с учениками.

  • Позиция учителя на уроке бывает двух типов:

1) учитель на пьедестале.

2) учитель без пьедестала.

Позиция учителя на пьедестале неоднородна..

Учитель-начальник.  От учеников он требует прежде всего послушания..

Результаты такого стиля поведения – конфликты с учениками, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками. 

Учитель-компьютер. Его пьедестал – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Он считает, что в обучении и в воспитании главное – компетентность.Результат такого стиля поведения – снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроке, снижение мотивации к обучению.

Учитель-приятель. Его пьедестал – популярность. От учеников он ждет хорошего к себе отношения. «Главное – чтобы меня любили дети», - говорит он. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от последствий). Может поругать ученика, но никогда не выдаст его завучу, директору или даже родителям, усугубляя проблему и делая ее безвыходной. По сути, это проявление равнодушия к ученикам и их проблемам.

Результат – отсутствие у учеников чувства ответственности.

Все это – разновидности позиции «на пьедестале». Возможно, что в поведении конкретного учителя они смешаны, и в разных ситуациях учитель ведет себя то как начальник, то как компьютер, то как мученик, то как приятель. Узнали ли Вы себя или своих коллег? Нет? Это прекрасно, потому что идеальный учитель – это учитель без пьедестала, позиция которого – партнерская. Он знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей незыблемой правоты за счет другого. Учитель-партнер – это вдохновитель, а не авторитарный руководитель. Это учитель, который любит не только преподаваемый предмет или себя в этом предмете, а прежде всего – своих учеников. Ставя ученикам оценки, мы оцениваем их знания, а не личностные качества, а потому недопустимы никакие личностные комментарии к оценке, как недопустимо ставить оценку или не пускать на урок за то, что не принес тетрадь (любя ребенка, мы найдем компромисс, мы же не выгоняем из дома мужа, который забыл купить хлеба).

5. Учитель в отношениях с родителями.

  • Родитель ребенка – уже не Ваш ученик, даже если когда-то он им был, не Ваш враг, Вы совместно воспитываете ребенка; потому отношения с родителями должны быть партнерскими: какими бы ни были родители, они, как и Вы, хотят видеть своего ребенка умным, успешным и счастливым.
  • Активнее привлекайте родителей к воспитательной работе
  • На родительских собраниях говорите только об общем деле, не стоит говорить родителям в присутствии других родителей о недостатках его ребенка
  • Не стоит стесняться просить родителей о помощи в воспитании их детей: съездить с Вами на экскурсию с классом, купить театральные билеты для всего класса – это и есть совместное воспитание.Открытость рождает доверие и уважение.

6. Учитель в отношениях с социальным окружением.

  • Любой аспект Вашей деятельности влияет на Вашу репутацию и престиж гимназии в целом, даже если вы этого не осознаете.
  • На репутацию работает все, даже то, что не входит в круг Ваших должностных обязанностей.
  • Если видите непорядок в школе, вмешайтесь: неравнодушие – обязательная черта нашей профессии.

Почему сегодня встал вопрос о педагогической этике? Причин несколько.

  1. За два – три года в школу пришли новые учителя, новые сотрудники, которых необходимо познакомить с неписаными правилами жизни в нашем коллективе.
  2. Жесткая конкуренция в условиях рыночных отношений позволяет ученику и родителям выбирать образовательное учреждение, следовательно, школа должна быть конкурентоспособна, потому через некоторое время и школа вынуждена будет выбирать только тех учителей, которые разделяют идеи и правила корпорации.
  3. В этом учебном году особое внимание на наших педагогических советах будет уделяться профессионализму и личностному потенциалу учителя.